ЗаголовокИтальянский флаг
История FIJET
Конгрессы Золотое яблоко Солнечный путь   Интервью
Мир туризма

Logo FIJET-Russia




Главная  Новости                                                                           

17 марта с.г. в рамках ежегодной Международной выставки по туризму MITT-2015 в Москве прошла пресс-конференция итальянской области Апулия, организованная представителями этого региона совместно с Comitel&Partners. Растёт число туристов из России, посещающих Апулию, её красивые города и курорты, и, конечно же, многие из них стремятся попасть в Бари, где покоятся мощи св. Николая Чудотворца.

У мощей Святого Николая

"В латынской земле телом лежит" - так говорится в одном из старинных текстов, который приводит историк В.О. Ключевский. Речь идёт о Святителе Николае Чудотворце Мирликийском, одном из самых почитаемых святых в православии. Если перевести это выражение на современный язык, то окажется, что под "латынской землёй" подразумевается итальянский город Бари или Бар-град, как его называли на Руси.

Скульптурное изображение Святителя Николая.
Скульптурное изображение Святителя Николая.

Перенесение мощей
       Полумиллионный Бари является главным городом области Апулия, расположенной на "каблуке" Апеннинского сапога. Её омывают воды Адриатического и Ионического морей, что способствовало развитию рыболовства, мореходства и торговли. Апулийские мореходы издавна бороздили воды Восточного Средиземноморья, а купцы из Бари торговали c ближневосточными портами. Им было известно, что мощи св. Николая покоились в храме древнего города Миры в Ликии (ныне его руины находятся близ турецкого города Демре).
       К 1088 году относится одно из первых повествований о перенесении мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бари, автором которого был барийский архидьякон Иоанн. Согласно его рассказу, годом раньше баряне, разгрузив привезённую в сирийский Алеппо пшеницу, на трёх судах отправились к ликийскому берегу. Они спокойно высадились, поскольку занимавшие тогда эти земли турки-сельджуки были заняты междоусобной борьбой. Несколько десятков барян под видом паломников направились в Миры, чтобы помолиться в храме св. Николая. Служившие там греческие монахи преподнесли им маленькую чашу с прозрачной жидкостью – миро, которое, по их словам, изливалось из мощей святого. Однако гости не ограничились молитвой, а захотели непременно получить эти мощи. Монахи воспротивились, не польстившись и на предложенные деньги. Тогда чужеземцы решили действовать силой. Они вскрыли крышку мраморного саркофага и обнаружили, что святые мощи были покрыты благовонным миро. Один из них, по имени Матфей, извлёк из саркофага мощи святого, и, несмотря на протесты монахов и жителей Миры, их перенесли на одно из барийских судов. "Отчалили в полном восторге, - писал архидьякон Иоанн. - Реликвию завернули в новую белую ткань и положили в деревянный сосуд".
       Согласно легенде, 9 мая 1087 года баряне вернулись на родину, где на берегу их восторженно встречали горожане во главе с аббатом Илиёй. Ковчег с мощами поместили на повозку, запряженную осликом. Вскоре она остановилась недалеко от Кафедрального собора, возле резиденции катапана – византийского наместника в Бари. На этом месте и было решено построить храм во имя св. Николая. Существует несколько версий относительно строительства этого храма, и наиболее правдоподобной выглядит та, в которой говорится, что Свято-Николаевский храм был построен на месте катапанской резиденции. Это подтверждает сама архитектура храма, позже получившего название Базилики.   Осенью 1089 года в Бари побывал Папа Урбан II, который перенёс мощи св. Николая в будущую крипту храма, строительство которого растянулось более чем на столетие. 22 июня 1197 года состоялось освящение храма св. Николая, хотя некоторые работы продолжались в нём и в последующие века. Ныне он является одним из замечательных памятников средневековой архитектуры.

Крипта. Гробница Св. Николая.
Крипта. Гробница Св. Николая.

Культ св. Николая
       Чем было вызвано его особое почитание среди барян и жителей близлежащих земель? Дело в том, что южную часть Апеннинского полуострова, включая Бари и Апулию в целом, а также остров Сицилию, ещё с VIII века до н.э. стали заселять древние греки. С тех пор они не покидали этих земель, а после падения Западной Римской империи в V веке жившие там греки оказались под властью Византии. Они оставались в лоне византийской церкви, придерживаясь греко-православного толка, и поклонялись тем же святым, культ которых почитался в Константинополе, столице Византийской империи. Одним из наиболее чтимых среди них был Николай Мирликийский, живший в IV веке, чьё пасторское служение и сотворённые им чудеса привлекали к его образу внимание христиан - православных и католиков. Ведь и те, и другие признавали решения первых семи Вселенских соборов (IV-VIII вв.), и лишь в 1054 году произошло официальное разделение христианства на две церкви.
       На Юге Апеннин св. Николая почитали ещё до перенесения его мощей в Бари. Об этом свидетельствуют посвящённые ему храмы, его иконографические и скульптурные изображения, которые наиболее часто встречаются в Апулии. Например, в селениях Моттола и Гротталье, недалеко от порта Таранто, сохранились пещерные церкви и часовни св. Николая, существовавшие ещё до появления здесь его мощей.
       После их перенесения в Бари культ святого стал стремительно распространяться по Югу нынешней Италии. Почти в любом городе и селении Апулии встречаются посвящённые ему храмы, и в этом смысле Николай Мирликийский является не только святым покровителем города Бари, но и наиболее почитаемым святым в этой области.
       Образ Святителя среди последователей Русской православной церкви стал известен уже в начале введения христианства. В "Житии и чудесах св. Николая Чудотворца" отмечается, что его первая обитель на Руси появилась на "Аскольдовой могиле" в Киеве, и там же в 1036 году, согласно летописцу Нестору, существовал и первый Никольский монастырь. В "Житии" много говорится о покровительстве св. Николая людям самых разных занятий. Например, об этом свидетельствуют названия Никольского морского собора в Петербурге или бывшей церкви Николая Мокрого в Москве, где чуть ли не каждый десятый православный храм освящён во имя св. Николая. Он является святым покровителем земледельцев и их урожая, невест, купцов, в частности, продавцов льна, и в Московском Кремле существовал даже собор Николая Льняного. Св. Николай выступает заступником всех обездоленных, покровительствует странникам и путешественникам.

Базилика Святого Николая.
Базилика Святого Николая.

Базилика
       Она расположена в самой старой части города Бари, недалеко от Кафедрального собора св. Сабина и внушительного Швабского (норманнского) замка. Просторная Базилика святого Николая (San Nicola) разделена колоннами и арками, а потолок расписан художником Карло Роза (XVII век) на сюжеты, связанные со Святителем. Слева от входа высится его ярко украшенное изображение в виде статуи в полный рост. Оно несколько отличается от того, которое характерно для русской православной традиции. Правой рукой Святитель благословляет, а в левой держит епископский посох и книгу с тремя золотыми шарами, что символизирует одно из сотворённых им чудес. В правом нефе установлен серебряный алтарь с бюстом Святителя и сценами из его Жития, который выполнен в стиле барокко (XVII век), и там же находится большая, особо почитаемая икона "Св. Николай Тёмноликий". В капелле св. Мартина расположен иконописный триптих XV века критского живописца Андреаса Рицоса.
       Главная реликвия Базилики находится в крипте - подземном помещении храма. В алтаре центрального нефа помещена гробница с мощами Святителя, ограждённая решёткой. В глубине алтаря есть большая икона с ликом св. Николая - дар сербского царя Уроша III (XIV век). Перед ней горит лампада в виде каравеллы - символа единства всей христианской церкви. На передней стенке престола над гробницей имеется дверца, и через неё раз в году, 9 мая, берётся то самое миро (или "манна" в итальянском варианте), которое, согласно легенде, источают мощи святого.
       В соседнем левом нефе находится т.н. Восточная капелла (православный придел), открытая в 1966 году, во исполнение решений Второго Ватиканского собора о необходимости улучшения отношений между католиками и православными. Сюда приходят молиться русские и украинцы, число которых многократно увеличилось за последние 20 лет. С одной стороны, это туристы, а с другой - те, кто в разное время поселился и живёт в Италии. Службу на русском языке отправляет протоиерей Андрей (Бойцов), настоятель подворья св. Николая Чудотворца Московского патриархата в Бари.
       Образ Святителя запечатлён также на настенных полукруглых полотнах, помещённых напротив алтаря и изображающих разные моменты его Жития ("школа Николы Глири", XVII век). Покидая крипту, верующие подходят обычно к «святой колонне» за железной оградой. По легенде, она была доставлена сюда самим Святителем после того, как он узнал, что для окончания строительства храма не хватает последней колонны.
       Поднявшись из крипты, можно попасть в Сокровищницу (Музей) св. Николая, размещённую в т.н. Норманнской башне. Здесь собраны многочисленные дары Святителю: молитвенники, иконы, лампады, мощевики, чаши, ковчежцы, посохи. В двух витринах выставлены иконы и лампады, преподнесённые русскими паломниками, в том числе великим князем Константином Николаевичем (1852 г.). А одним из первых русских, посетивших Базилику св. Николая и оставивших её описание, был стольник Пётр Толстой, прадед великого писателя, который побывал здесь в июне 1698 года по пути на Мальту. Рядом с храмом расположена библиотека св. Николая.

Триптих критского живописца Андреаса Рицоса.
Триптих критского живописца Андреаса Рицоса.

За cтенами Базилики
       Православных верующих в Бари ожидает ещё одна встреча, связанная с Чудотворцом. Это подворье Русской православной церкви со Свято-Николаевским храмом, которое является также приходом Московского патриархата. Оно находится на другом конце города, в двух километрах от центра. Ещё в дореволюционное время, когда поток паломников из России в Бари значительно вырос, встал вопрос об открытии храма. Он был сооружён по проекту известного архитектора А.В. Щусева и освящён в 1913 году. По его проектам строились также русская православная церковь в итальянском городке Сан-Ремо, главный храм Марфо-Мариинской обители в Москве, столичный Казанский вокзал, а позже мавзолей Ленина. Церковь в Бари была спроектирована Щусевым в традициях псковско-новгородской архитектуры. После революции и раскола Русской православной церкви Барийский храм оказался в ведении Зарубежной православной церкви. И только недавно он был возвращён РПЦ. Рядом с храмом расположено большое здание, где останавливаются паломники из России и где открыт Центр русской культуры в Апулии.
       7-9 мая в Бари торжественно отмечается годовщина перенесения мощей св. Николая Мирликийского. В эти дни старинный центр города, все его площади и дороги заполняют горожане и тысячи паломников, среди которых слышна и русская речь. В Базилике проходит торжественная литургия, а на площади перед ней в ярко украшенных костюмах появляются участники процессии, среди которых выделяются моряки. Впереди следует каравелла, символ единства христианской церкви, на которой стоит большая икона с изображением Святителя. Затем вся эта процессия, возглавляемая монахами-доминиканцами, совершает крестный ход по центральной части города.
       Потом праздник перемещается в район старой гавани, куда более 900 лет назад были доставлены мощи св. Николая. Сюда из Базилики доставляют скульптурное изображение Святителя и помещают его на нарядно убранную рыбацкую лодку. На море появляются сотни других судов, украшенных в белые и красные цвета города, а почётный караул составляют моряки одного из итальянских военных кораблей. В небе пролетают самолёты. Лодка со статуей уходит в море, и во время этого плавания св. Николай как бы благословляет всех собравшихся на берегу. Празднества в городе завершаются большим фейерверком. 9 мая, после вечерни, из раки Святителя в крипте берётся святое миро.
       Как же известие о перенесении мощей Святителя так быстро дошло до Руси? Версий множество, но некоторые исследователи говорят о непосредственном свидетеле этих событий. Скорее всего, это мог быть кто-то из последних киевлян, служивших в византийских войсках. Ведь ещё со времён киевского князя Олега по договору с Константинополем в составе императорского корпуса служило несколько тысяч княжеских воинов. И часть этих людей принимала участие в тех войнах, которые вела Византия в районе между Сицилией и Апулией - сначала против арабов, потом против норманнов. Однако после поражения от норманнов византийцы были вынуждены покинуть эти земли. Некоторые из них вернулись на родину, другие, возможно, остались. А кто-то из киевлян отправился домой, унося с собой сообщение о появлении мощей в Бари, непосредственным свидетелем которого он был. Конечно, это только предположение, но с тех самых пор культ св. Николая прочно утвердился в русской православной традиции.

Гамэр Баутдинов, Татьяна Бассова   
Москва-Бари.  



Официальный представитель FIJET в России

Logo FIJET

Ассоциированный член:

Logo RUJ
Союза журналистов России

Член:
Российский Союз Туриндустрии