ЗаголовокИтальянский флаг
История FIJET
Конгрессы Золотое яблоко Солнечный путь   Интервью
Мир туризма

Logo FIJET-Russia




Главная  Новости
                                                                           

Зачем нужны пресс-туры?

Интеграция национальной экономики в мировой рынок обязывает российских бизнесменов к постоянному самосовершенствованию.
Ольга Фризоргер.
Одним из способов представить свой продукт в наиболее выгодном свете, обеспечить PR и завязать партнерские отношения стали деловые и пресс-туры в заинтересованные страны, организуемые принимающей стороной и предполагающие посещение различных объектов. В чем их преимущество, как сделать такие поездки максимально эффективными и каких ошибок важно избегать в процессе организации, рассказывает журналист, генеральный директор журнала "Продвижение продовольствия. Prod&Prod" Ольга Фризоргер.

Ольга, зачем нужны пресс-туры и организаторам, и приглашенным участникам?

       Зачем участие в таких поездках нужно журналистам - говорить, наверное, излишне, поскольку понятно, что они дают прекрасную возможность получить уникальную, эксклюзивную информацию, что называется, из первых рук. Для российских предпринимателей это как минимум возможность посмотреть как организован бизнес в другой стороне и какие-то идеи и достижения взять на вооружение. Как максимум – это способ быстро найти партнеров среди зарубежных компаний.
       Для производителей же это громкий PR; разумеется, в том случае, если грамотно составлен список участников тура и продумана насыщенная, полезная программа. Подчеркну, что PR целевой, рассчитанный на ту аудиторию, которая наиболее интересна зарубежным компаниям. Кроме того, это тот самый случай, когда PR не является оплаченной рекламой, так как журналисты после поездки делятся своими впечатлениями на страницах изданий, которые они представляли. Следовательно, доверия к таким публикациям у читателей больше, чем, скажем, к рекламным статьям.
       В отличие от, скажем, российских выставок, в которых принимают участие многие европейские бизнесмены, во время пресс-тура они находятся у себя дома и имеют возможность построить презентацию товара так, как они считают нужным, не будучи ограниченными форматом мероприятия, невозможностью продемонстрировать какие-то качества продукции из-за отсутствия технических условий и прочими факторами. Что немаловажно - эта презентация будет рассчитана не на широкий круг, а на тех, кто действительно стремится к сотрудничеству, то есть на конкретную заинтересованную аудиторию.
       Более того, в подавляющем большинстве случаев организаторами пресс-туров выступают органы государственной власти, торгово-экономические отделы при посольствах иностранных государств, соответствующие региональные госструктуры. Для самих же производителей участие в мероприятиях абсолютно бесплатно. В условиях стремления многих из них к выходу на привлекательный российский рынок упускать возможность пригласить потенциальных партнеров на производство и провести с ними предварительные переговоры при минимальных финансовых затратах, на мой взгляд, очень недальновидно.
       Замечу также, что организаторы туров не только финансируют их, но и составляют список участников из числа российских компаний, внимательно изучая рынок и ориентируясь на разные показатели, в том числе объемы оборота, время работы в отрасли, успешность, активность и прочее. Мой опыт показывает, что вопрос доверия российским партнерам - один из самых острых для европейских поставщиков. Поэтому еще одно преимущество для производителей - возможность вести переговоры только с проверенными компаниями, которые зарекомендовали себя с положительной стороны, не сомневаясь в их порядочности и надежности.

Вы, как Генеральный директор одного из ведущих изданий продовольственного рынка, наверняка не раз участвовали в деловых поездках к европейским производителям. Расскажите об основных ошибках, которые они допускают?

       Действительно, в пресс-турах мне, как представителю отраслевой прессы, приходится бывать довольно часто. Пожалуй, наиболее распространенная ошибка их организаторов - неверное понимание целей этого мероприятия. Отсюда вытекают и недостатки в организации, и неправильный выбор компаний, которые будут принимать гостей, и не совсем точный список приглашенных участников.
       Профиль прессы, тираж издания далеко не всегда могут являться определяющим параметром, гораздо важнее его целевая аудитория. Скажем, если цель организаторов - популяризировать гастрономический туризм, то, конечно, имеет смысл приглашать представителей журналов, рассчитанных на широкую аудиторию. Если же пресс-тур проводится с целью найти партнеров в России, представить продукцию зарубежных производителей, которая могла бы быть востребованной в нашей стране, то целесообразнее организовывать тур для средств массовой информации, рассчитанных в первую очередь на менеджмент торговых и производственных компаний - директоров, закупщиков, маркетологов и так далее.

Назовите главные составляющие подготовки успешного пресс, бизнес-тура.

       Я бы выделила три основы успеха - цели, участники, программа. О целях я говорила выше; именно от них, в конечном итоге, будет зависеть и состав участников, и программа мероприятий и встреч. Например, если мы говорим о гастрономическом туре, то его участниками, помимо журналистов, становятся люди, чья работа связана с заведениями общественного питания, ведь главные события в рамках тура - всевозможные дегустации и мастер-классы.
       Несколько иные задачи у ознакомительных туров, участники которых знакомятся с особенностями региона, отдельных секторов экономики (например, сельского хозяйства), производителями (в нашем случае - продуктов питания), технологиями производства, продукцией, экспортными возможностями, планами и перспективами. Причем вовсе не обязательно планировать знакомство со всем производством, особенно если оно большое; организаторы могут ставить своей задачей презентовать новый продукт, рассказать о технологиях, которые применяются при его выпуске, о его перспективах на международном рынке.
       В этом случае в тур приглашаются дистрибьюторы, руководители и закупщики торговых компаний, которые хотели бы расширить ассортимент, а потому их интересуют возможности для потенциального сотрудничества и его условия. Разумеется, и здесь тоже не обходится без дегустаций, но они имеют иную цель - не сформировать впечатление об особенностях местной кухни, а познакомить с продуктом, который, возможно, российским партнерам придется продавать.
       Перед журналистами, участвующими в гастрономических или ознакомительных турах, стоят разные задачи. В первом случае - это информирование потребителей о кулинарных или винных традициях региона, во втором – продвижение на страницах средств массовой информации продукции конкретных предприятий.

Какова обычно продолжительность пресс-туров в Европу?

       Как правило, это 3-5 дней, то есть очень ограниченный промежуток времени. Именно поэтому так важно понять, для чего организуется тур, и составить программу мероприятий, по максимуму работающей на достижение поставленной цели. Не так давно корреспондент нашего журнала побывала в пресс-туре по итальянскому региону Апулия. Организаторы обозначили несколько его целей: продвижение местной продукции в России, развитие пляжного, экскурсионного, гастрономического туризма. Поэтому в одной группе оказались и журналисты изданий, посвященных маркетингу и продвижению продуктов питания, те, кто пишет о рецептах и способах употребления продуктов, и те, кто пишет о туризме. В итоге тур получился чрезвычайно насыщенным и интересным, но при этом, с точки зрения информации, необходимой для работы, посещения некоторых предприятий оказались лишними.

Как организаторам пресс-тура выбрать компании для встреч с российскими гостями?

       Просто экскурсия - это не лучшее решение, особенно в условиях крайне ограниченного времени. И бизнесменам, и журналистам нужна конкретная информация, цифры, факты, обсуждение условий сотрудничества, а не общие представления.
       Пожалуй, главное требование к участникам тура - причем с обеих сторон – заинтересованность друг в друге и готовность к разговору. Сам факт участия того или иного российского представителя в поездке вовсе не является гарантией начала сотрудничества, а означает лишь его желание познакомиться с конкретными сегментами рынка в регионе и, возможно, выбрать партнера. Поэтому я бы посоветовала зарубежным компаниям, принимающим у себя россиян, воспринимать их не как приглашенных гостей, а как равноправных партнеров, приехавших на переговоры, доверие которых нужно заслужить.
       Пресс-тура - это не экскурсии, а, по большому счету, презентации и переговоры, поэтому и подготовка к ним должна быть соответствующая. Во-первых, это подготовка информационная: это знания о партнере, то есть об участниках пресс-тура. Если речь идет о журналистах - важно понимать, какие издания они представляют, что может дать информация о компании на страницах этих изданий, какова их целевая аудитория.

Очень важную роль играет техническая подготовка. Кто должен представлять компанию на встречах с российскими гостями?

       На мой взгляд, важно, чтобы на встречах присутствовали первые лица компании. Если компания крупная - то топ-менеджеры; одним словом, люди, наделенные правом принимать решения.
       Под технической подготовкой я имею в виду и наличие всех необходимых информационных материалов - презентаций, предложений, информационных буклетов, пресс-папок, визиток, сувениров и так далее. Вообще, про информацию стоит сказать отдельно - точнее, про ее доступность. Важно понимать, что компании, которой есть что скрывать, не стоит принимать участие в пресс-туре. Журналисты и представители бизнеса заинтересованы в правдивой, точной, честной и доступной информации, и к этому организаторы должны быть готовы.
       Наконец, подготовка к приему российских гостей должна быть и психологической, которая поможет создать общую атмосферу встречи. Я бы, пожалуй, назвала эту атмосферу гостеприимством, понимая под этим словом не желание во всем угодить участникам тура, сытно накормить их и всячески развлечь, а уважение к ним, проявление персонального внимания, умение внимательно выслушать и почувствовать потребности. Вообще, я еще раз подчеркну, что пресс-тур – это в первую очередь сотрудничество, то есть совместный труд. Не туристическая или развлекательная поездка, не вынужденное общение, а мероприятие крайне выгодное и необходимое для обеих сторон, которые в рамках таких встреч являются партнерами, заинтересованными в продуктивном общении друг с другом.

Вы упомянули о некоторых требованиях к информации, получаемой в ходе встреч с представителями производителей во время пресс-туров. Какого характера должна быть эта информация?

       Полноценной и эксклюзивной. Под эксклюзивностью я понимаю не просто уникальную информацию, а ту, которую можно получить только в режиме поездки. Освещение пресс-туров в российских профильных средствах массовой информации - это отличный PR, основанный не на пресс-релизах или информационных рассылках, а на личных впечатлениях журналистов.

Какими, на ваш взгляд, должны быть итоги эффективного пресс-тура в Европу?

       Эффективным я назову тур, организаторы которого сумели достичь своих целей. На мой взгляд, очень достойный результат - это PR в отраслевой прессе, который обязательно последует. Организаторам пресс-туров стоит забывать, что в сегодняшней ситуации предложений у российских СМИ много, и право выбора принадлежит в первую очередь им. Поэтому только серьезная подготовка к встрече поможет достичь желаемого результата.




Официальный представитель FIJET в России

Logo FIJET

Ассоциированный член:

Logo RUJ
Союза журналистов России

Член:
Российский Союз Туриндустрии